Головна » Статті » 2014 \ № 1 » РОЗДІЛ 5. МІЖНАРОДНЕ НАУКОВЕ СПІВРОБІТНИЦТВО

И. Иванников Философско-правовое учение В. А. Савальского

УДК 340.122

И. Иванников 

Философско-правовое учение В. А. Савальского

В. А. Савальской в начале своего научного поиска стал основным исследователем и критиком учений неокантианцев в России. Во время работы в Варшавском университете В. А. Савальской исследовал проблемы истории и теории государства и права, конституционного права. Больше всего внимания было уделено теории естественного права. Ученый сделал вывод, что древнейшей школой юриспруденции есть школа естественного права. Ее противоположностью является позитивизм. Естественное право должно восприниматься как идея права, как трансцендентальная идея юридического опыта. Содержанием права является не сила или власть, принуждение, а свобода. Право, согласно представлениям В. А. Савальского, не является частью и продолжением природы, а есть частью культуры, то есть явлением социальным.

Ключевые слова: философия права, история государства и права, теория естественного права, конституционализм, Россия.

Постановка научной проблемы и её значение. Революционные процессы февраля-октября 1917 г. существенно и всесторонне изменили государственно-правую и социально-экономическую жизнь России, коснулись частных интересов каждого гражданина страны, а также отразились на духовной и материальной культуре всего народа.

В период большевизма–сталинизма свободная научная русская мысль стала возможной только в эмиграции, а дореволюционные мыслители, если они не выступали против царской власти, не были революционными демократами, были просто забыты. К числу последних относится Савальский Василий Александрович (1874–1915). Его политико-правовые идеи являются ценным достоянием русской юридической и политической науки.

Формулировка цели и задач статьи. Статья посвящена осмыслению творческого пути и идей В. А. Савальского с позиций современной теории, истории и философии государства и права.

Заданиями этого исследования являются:

1) краткий биографический очерк жизни В. А. Савальского;

2) выделение основных этапов развития воззрений ученого;

3) оценка основных работ и концепций В. А. Савальского с точки современной философии права, общей теории государства и права.

Изложение основного материала и обоснование полученных результатов исследования. В свое время он преподавал в Московском и Варшавском университетах, был учеником П. И. Новгородцева и другом Н. Н. Алексеева. В. А. Савальский родился в станице Михайловской Терской области в семье священника местной православной церкви Александра Гавриловича Савальского. Учился в Владикавказской духовной семинарии, а потом в гимназии, которую окончил с золотой медалью и поступил в Московский университет. В автобиографии он писал, что в 1899 году окончил юридический факультет Московского университета с золотой медалью за работу «Учение Спинозы о праве и государстве» [1, c. 656]. В 1902 году В. А. Савальский сдал магистерские экзамены и немного вел семинарские занятия в университете по философии права.

В 1905 году он был командирован за границу, где изучал труды Штамлера, Наторпа и других немецких ученых. В автобиографии он отмечал, что в период этой командировки «посетил университеты и занимался в библиотеках Берлина, Фрайбурга, Парижа и Марбурга» [1, c. 656]. Итогом этой работы стало написание магистерской диссертации на тему «Основы философии права в научном идеализме», котрая была успешно защищена 14 мая 1909 года в Московском университете.  В России появился ученый, который стал специализироваться по философии права.  20 мая  1910 года В. А. Савальский был единогласно избран ученым советом Варшавского университета  на должность экстра-ординарного профессора кафедры государственного права и стал работать в Варшавском университете. Все лето 1910 года  он провел в Марбурге. В Варшавском университете читал курсы государственного права, местного самоуправления и логики.  Умер В. А. Савльский в Москве в 1915 году после  операции, не доехав с эвакуированным из Варшавы университетом до Ростова-на-Дону. Похоронен профессор  В. А. Савальский был на Новодевичьем кладбище.

Его перу принадлежат две большие работы: «Основы философии права в научном идеализме: Марбургская школа философии: Коген, Наторпт, Штаммлер и др.». (Москва, 1908) и «Государственное право, общее и российское» в двух частях (Варшава, 1912 – 1913), так же большая журнальная статья «Ответ проф. Новгородцеву» (1910 г.).  В. А. Савальский был учеником П. И. Новгородцева. Учился он вместе с А. С. Ященко. За сочинение о Спинозе  П. И. Новгородцевым был оставлен в университете для приготовления к профессорскому званию. В период пребывания в Германии слушал лекции профессора Гейдельбергского университета, известного историка философии права Куно Фишера (1824 – 1907). Савальский и П. И. Новгородцев имели не совпадение взглядов на учение И. Канта. Вскоре Савальский уехал в Варшаву. Он дружил с анархистом А. А. Боровым, с П. С. Клементовым. В. А. Савальский отмечал, что возвращение к Канту началось спором  между неофихтианцам и марбургской школой, - двумя направлениями критицизма. По его мнению «…искомый Кант дан не у неофихтианцев, а в марбургской школе, и только в ней [2, c. 3]. Защищая философию научного идеализма, В. А. Савальский отмечал: «Историческое движение философии в своих наиболее ярких и совершенных проявлениях есть ряд систем, принципиально отличающихся друг от друга» [2, c. 3].  

В Европе конца XIX – начала XX века появилась многочисленная литература, посвященная И. Канту и его критической философии. Возврат к Канту начался в Германии, но вскоре распространился по всей Европе. Неокантианское движение было неоднородно в Европе. Были ее представители и в России. В. А. Савальский считал, что к ним можно причислить П. И. Новгородцева и Б. А. Кистяковского. Иначе считали представители из Марбурга. Главой марбургской школы в начале XX века был Герман Коген (1842-1918 гг.). По мнению В. А.Савальского, он стал самой яркой личностью в неокантианском движении.

«Школа марбургской философии не думает, что Кант превзойден последующим философским развитием и должен быть восполнен каким-либо последующим философом» [2, c. 9]. Фихте также не делает следующий «шаг вперед», в сравнении с И. Кантом. Риккерт, Виндельбанд, Зигварт, Ласк, Макс Вебер и другие считали иначе.

Представители марбургской школы назвали свою философию научным идеализмом, что характеризует ее, считал В. А. Савальский, с методологической стороны, а в России ей подходит название конкретного идеализма.

У немецких неофихтианцев не была разработана «практическая философия» (социальная философия и юриспруденция). Представители марбургской школы эти вопросы разрабатывали хорошо. Штаммлер вообще был известен как философ права, в том числе и в России. Форлендер по сути «летописец школы». Яркими представителями марбургской школы были также Напорп, Кассирер, Бук и Герланд.

Главу марбургской школы Германа Когена В. А. Савальский называл «гений философии» [2, c. 24]. «Философский гений Когена вырабатывает себя в теснейшем соприкосновении с Кантом и вырастает как бы непосредственно из него в борьбе с различными мнениями за его понимание. …Коген – это новая философская система, хотя и вырастающая из Канта, но в процессе такого преобразования Кантова учения, которое возводит это преобразование на степень самостоятельной философской системы» [2, c. 25].

«Аналогично научного факта для своей этики – теория Когена ищет не в религии, не в истории, не в психологии и педагогике, а в юриспруденции», - отмечает В. А.Савальский. Исходя из того, что чистый разум у Канта – это теоретический разум, который познает, а поэтому задача критики состоит в том, чтобы «вскрыть логические условия возможности математического естествознания (логическую структуру его понятий)» [2, c. 45].

В чем заслуги Когена по В. А. Савальскому? «В разделении этики на чистую и прикладную; в истолковании понятия «формы» в смысле «метода»; в истолковании свободы, как принципа особой закономерности» [2, c. 114]. Понятие категорического императива, долга и близких к ним, он относит к области прикладной этики.

Для Когена юриспруденция – математика общественных наук, а «этика должна быть ориентирована на юриспруденцию, подобно тому, как логика ориентируется в математике». Наука – это не только собрание бессмертных истин, но и методы познания, которые делают познание научным; этапы научного познания, включающие понятия, разнообразные категории и идеи, которые «упорядочивают, синтезируют разнообразное» [2, c. 196].

Объяснение происхождения государства и права в юриспруденции не по воле Бога придает ей научный характер. «Но защищая научный характер юриспруденции», мы, тем не менее, должны, разумеется, признать, в общем и целом ее очень несовершенный характер» [2, c. 197]. Может ли в этом случае этика ориентироваться на юриспруденцию как наука, если юриспруденция как наука несовершенна? По мнению В. А. Савальского, учение Когена это допускает.

Идею естественного права Коген считал этической идеей, так как ее конечной целью является свобода, личность.

Самой древней школой юриспруденции является школа естественного права. Ее сторонники были в Античности, Средние века, Новое и Новейшее время. Ее противоположностью является позитивизм. «Естественное право должно быть понято как идея права, как трансцендентальная идея юридического опыта» [2, c. 209]. Доктрина материалистического понимания истории должна быть перестроена, и «встроены» понятия свободы, личности [2, c. 237].

В целом работа В. А. Савальского,  написанная им в 35-летнем возрасте, во многом носит описательный характер. Автор в первом томе изложил взгляды только Когена. Сами неокантианцы выглядят как пропагандисты учения И. Канта, и, по сути, их учение мало что нового вносит в философию права. Сам В. А. Савальский, подводя итог исследованию, отметил, что изложенная им философская система Когена должна быть «не просто передача мыслей этой системы, а ея критикой» [2, c. 346].  Но критике посвящено 13 страниц. Практически  критика отсутствует. Утверждается, что «путь Фитхе-Риккерта-Виндельбанда все же должно признать ложным. …Противоположность и все-таки связь сущего и должного, логики и этики, природы и культуры достигается не в нормативной философии Фитхе-Риккерта-Виндельбанда-Новгородцева, а в критической философии Когена. В частности, проблема этики решается в смысле проблемы научной этики, а не в смысле определений того, чего нужно бояться, или на что надеяться» [2, c. 355]. Есть похвала и научному идеализму, который ставит цель и «указывает средства, при помощи которых, как он думает, возможно осуществление идеального общественного строя» [2, c. 358]. Совершенный общественный строй видится не в экономике (как в марксизме), а в «степени распространения и высоты теоретического образования». Европейская культура «достигла предела совершенства», что «ее правовое государство есть осуществленный идеал добра, что ее искусство есть воплощение идеалов красоты и т.д.» [2, c. 359]. Но это неосуществимо без познания (науки), государства (средства достижения добра), искусства (средства достижения красоты), а поэтому наука, искусство и государство есть ценности.

Апофеозом философии научного идеализма являются наука и государство, что является продолжением традиции эпохи Возрождения, европейского Просвещения и культуры.

«Система Когена стремится стать выражением самосознания европейского просвещения и идеалов его культуры», - такими словами заканчивает свой первый том В.А.Савальский [2, c. 360].

В чем причина такого восхищения В. А. Савальского творчеством Германа Когена? Это остается читателю непонятным. В рецензии Е. А. Спекторского на работу В. А. Савальского отмечалось, что автор пропагандирует трансцендентный метод в философии и при этом «…до того увлекся излагаемыми им взглядами, что о критике в собственном смысле уже нет и речи» [3, c. 143].

Что так не понравилось Савальскому в работе П. И. Новгородцева о Канте, что он, излагая учения Фитхе-Риккерта-Виндельбанда-Новгородцева, обрушился, по сути, на них с критикой? Он противопоставил себя П. И. Новгородцеву. Все становиться понятно, когда прочтем критическую рецензию П. И. Новгородцеве о работе В. А. Савальского.

В период работы в Варшавском университете В. А. Савальский написал работу «Государственное право. Общее и русское». В начале этой работы он дал краткие характеристики известных в то время правовых теорий. Больше всего внимания было уделено теории естественного права. При этом отмечалось, что «…новейший мистицизм в лице Вл. Соловьева, повидимому, не имеет сторонников среди юристов» [4, c. 5]. Начиная исследовать государство, Савальский дает ему определение. По его мнению это есть «территориальный союз, обладающий самостоятельной властью» [4, c. 12].  Савальский заявляет, что он сторонник кантовского критицизма и будет излагать его точку зрения на право и государство. «Содержание права, согласно идеализму, является не сила, не власть, не интересы, не принуждение, а свобода. Право, согласно представлениям в идеализме, не есть часть и продолжение природы, а часть культуры, т. е. социальное явление. Его определение стоит в прямой и непосредственной связи с понятием общества», – писал Савальский [5, c. 26].

Он отмечал, что критика государства и права в начале ХХ века тоже существует. Самой сильной критикой государства он считал Л. Н. Толстого. По мнению Савальского, «его скептицизм в ценности и важности государства самый глубокий и философски сильно обоснованный». Он ставил Толстого выше Штирнера и писал: «Насколько скептицизм Штирнера ничтожен, настолько скептицизм Толстого плодотворен». Анархизм Толстого есть «анархизм мнимый и сам Толстой, как известно, не считал свое учение анархизмом» [5, c. 189]. Савальский был сторонником сохранения государства. «Уничтожить государство, значит уничтожить законы природы», – отмечал он [5, c. 196]. Хотя в мире нет ничего совершенного, в том числе и государств. Оно есть продукт человеческого общества и зависит от уровня культуры общества, есть средоточие и венец культуры. У Савальского отчетливо заметен, особенно в работе «Государственное право», процесс становления  философского обоснования государства и права как явлений культуры.

Выводы. Политико-правовые идеи В. А. Савальского являются ценным достоянием русской юридической и политической науки.

В его творчестве можна выделить два этапа – русский (1909- 1910) и европейский (1910-1915). Его перу принадлежат две большие работы: «Основы философии права в научном идеализме: Марбургская школа философии: Коген, Наторпт, Штаммлер и др.» (1908) и «Государственное право, общее и российское»  в двух частях (1912 – 1913).

В. А. Савальский сосредоточился в своих ранних работах на идеях Канта и его последователей - марбургской школы. Савальский заявляет, что он сторонник кантовского критицизма и будет излагать его точку зрения на право и государство. Содержание права, согласно идеализму, является не сила, не власть, не интересы, не принуждение, а свобода. Право, согласно представлениям в идеализме, не есть часть и продолжение природы, а часть культуры, т. е. социальное явление.

Изложенная им философская система Когена была не просто передачей тезисов ее автора, а ее критикой. Ученый пришел к выводу, что апофеозом философии научного идеализма являются наука и государство, что является продолжением традиции эпохи Возрождения, европейского Просвещения и культуры.

На более позднем этапе деятельности он дал краткие характеристики известных в то время правовых теорий. Больше всего внимания было уделено теории естественного права.

Источники и литература

1. Archiwum Państwowe w Warszawie. Archiwum Dokumentacji Osobowej i Płacowej, który mieści się w Milanówku. Cesarski Uniwersytet Warszawski, 1869 – 1917. – Savalskij Vasilij Aleksandrović. – Wydział Prawa. – S. 656.

2. Савальский В. А. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др. – М., 1908.

3. Спекторский Е. В. Рецензия на книгу: Савальский В. А. Основы философии права в научном идеализме. Марбургская школа философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др. – М., 1908 // Юридическая  библиография, издаваемая Демидовским лицеем. – Ярославль, 1909. –№ 4.  – С. 143.

4. Савальский В. А. Государственное право. Общее и русское. Часть I. – Варшава, 1912.

5. Савальский В. А. Государственное право. Общее и русское. Часть II. – Варшава, 1913.

Іванніков І. Філософсько-правове вчення В. А. Савальського. В період більшовизму - сталінізму вільна наукова російська думка стала можливою тільки в еміграції, а дореволюційні мислителі, якщо вони не виступали проти царської влади, були просто забуті. До останніх належить В. А. Савальський, який на початку свого наукового пошуку став основним дослідником і критиком навчань неокантіанців. В період роботи в Варшавському університеті В. А. Савальський досліджував проблеми держави і права. Найбільше уваги було приділено теорії природного права. Вчений зробив висновок, що найдавнішою школою юриспруденції є школа природного права. Її прихильники були в усі історичні епохи. Її протилежністю є позитивізм. Природне право має сприйматися як ідея права, як трансцендентальна ідея юридичного досвіду. Зміст права, згідно ідеалізму, є не сила, не влада, не інтереси, не примус, а свобода. Право, згідно з уявленнями В. А. Савальського, не є частиною і продовженням природи, а є частиною культури, тобто явищем соціальним.

Ключові слова: філософія права, історія держави і права, теорія природного права, конституціоналізм, Росія.

Ivannikov I. Philosophical and Legal Studies of  V. A. Savalski. The free scientific russian thought was only possible in the emigration in the period of Bolshevism-Stalinism. The pre-revolutionary thinkers, if they did not oppose the royal power, were simply forgotten. Savalskii belongs to the last who at the beginning of his scientific search became the main researcher and critic of neokantianism studies. While working in the Warsaw university he investigated the problems of the state and law. The most attention was devoted to the theory of natural law. The scientist came to a conclusion that the oldest school in the science of law is the school of natural law. The supporters of this school were in all historical epochs. The opposite side is positivism. The natural law must be perceived as an idea of law, as a transcendental idea of law experience. According to the idealism, the essence of the law is not the force, not the power, not the interests, not the compulsion, but the freedom. In accordance to V. A. Savalski the law is not the part and continuation of nature, but it is the part of culture, social phenomenon.

Key words: philosophy of law, history of state and law, theory of the natural law, constitutionalism, Russia.

 


 © Иванников И., 2014

Категорія: РОЗДІЛ 5. МІЖНАРОДНЕ НАУКОВЕ СПІВРОБІТНИЦТВО | Додав: event (03.05.2015)
Переглядів: 298 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar
ВІДПОВІДАЛЬНИЙ СЕКРЕТАР
Крикунов Олександр Вікторович
4025 м. Луцьк
вул. Винниченка, 30



+38 (0332) 240411 ipsnu2013@gmail.com
Мапа
sample map