Головна » Статті » 2014 \ № 2 » РОЗДІЛ 5. МІЖНАРОДНЕ НАУКОВЕ СПІВРОБІТНИЦТВО

Р. Шиновски Вооруженные Силы Республики Польша в нормативной системе

УДК 342.742(438)

Р. Шиновски

Вооруженные Силы Республики Польша в нормативной системе

Настоящая статья является попыткой исследования проблематики, связанной с правовыми нормами, касающимися Вооруженных Сил Республики Польша. Ссылаясь на положения Конституции Республики Польша, а также на соответствующие законы, автор подтвердил, что Вооруженные Силы в польском законодательстве рассматриваются как фундамент для существования и функционирования государства, национальной безопасности и обороны. Раскрыты принципы функционирования Вооруженных Сил в демократическом государстве, а именно, принцип службы Вооруженных Сил в рамках выполнения задач, для которых они созданы в государстве; принцип нейтралитета Вооруженных Сил в политических делах; принцип подчинения Вооруженных Сил гражданскому и демократическому контролю.

Ключевые слова: Вооруженные Cилы Республики Польша, военная служба, принципы деятельности Вооруженных Сил, нейтралитет Вооруженных Сил, подчинение Вооруженных Сил общественному и демократическому контролю.

Постановка научной проблемы и ее значение. Как в историческое, так и в настоящее время, практически не встречаются государства, не имеющие собственных вооруженных сил. Следует подчеркнуть, что в современных системах на самом деле вооруженные силы не существовали без государства или претендующей на получение государственной власти политической организации. Поэтому связь государства и вооруженных сил закономерна. В тоже время, эти отношения весьма сложны, поскольку вооруженные силы действительно являются своеобразным «государством в государстве». В демократическом же государстве необходим как ефективный правовой статус вооруженных сил, так действенный контроль за ними.

Формулировка цели и задач статьи. В статье мы должны обратить внимание на черты и ценности, общие принципы,определяющие военную организацию как основу хорошо действующих государств, а затем определитьи место Вооруженных Сил Республики Польша в нормативной системе.

Изложение основного материала и обоснование полученных результатов исследования. В международных отношениях справедливые законы и надежная армия являются основой хорошо действующих государств – «основой же власти во всех государствах – как унаследованных, так смешанных и новых – служат справедливые законы и надежная армия» [4, c. 20].

Вооруженные силы рассматривается как специализированный орган, находящийся в исключительном распоряжении государства, и являются инструментом его политики [1, c. 24-29]. Для достижения своих целей политика использует определенные средства. Среди них самыми главными следует считать: дипломатические, экономические и военные средства. Роль и значение военной силы в политике, особенно в области внешней политики, различны в зависимости от состояния государства, т. е. в мирное, кризисное или военное время. Во время войны эта роль является решающей, в кризисное время обычно применяются косвенные формы использования вооруженных сил, а в мирное время роль вооруженных сил подверглась в последнее время существенным изменениям. Функции вооруженных сил являются прямым следствием функций государства, поскольку они принадлежат ему по закону, как ни одной из других общественных организаций. Как в международных отношениях, так и во внутренних, только государству дано право иметь вооруженные силы. Итак, государство возлагает на вооруженные силы их функции – внутреннюю и внешнюю [1, c. 20-29].

Следуя за И. Марчаком, для жизни и существования народа и государства, а также наднациональных организаций, армия привносит свойственные только ей и незаменимые иными организациями черты: наличие и умение использовать в крупном масштабе самого радикального средства насилия, которым является широкий выбор оружия; подготовка и умение вести вооруженную борьбу с целью защиты государства; автономная структура, обеспечивающая его действие в крайне неблагоприятных и непредсказуемых ситуациях, включая войну; армейское командование как соответствующая армии форма управления людьми, опирающееся на армейскую дисциплину; мобильность войсковых частей, позволяющая предпринимать и вести акции в любой точке государства (а также за его пределами); постоянная боеготовность войск к незамедлительному началу первостепенных действий; и, как последнее, боевой дух армии как главнейшая черта военной организации. Поэтому мы обратим внимание на роль и место Вооруженных Сил РП в нормативной системе.

В общем, нормативной системой можем назвать совокупность убеждений и повинностных правил, относящихся к поведению групп людей, живущих в данном обществе. У нормативной системы могут быть различные источники и разная система санкций, поэтому можем говорить о нормативной системе религии, закона, морали и обычаев. Итак, закон не является ни единственным регулятором человеческого поведения, ни единой совокупностью общественных норм. Вместе с тем, а иногда вместо закона, применяются нормы: моральные, договорные, статусные и общепринятые нормы, и т.п. [2, c. 68-69; 5, c. 27-29, 64, 94-95].

Количество и разновидность актов, нормирующих функционирование вооруженных сил в государстве привело к тому, что в настоящей статье мы сосредоточили внимание на: Конституции Peспублики Польша от 2 апреля 1997 г., законе от 21 ноября 1967 г. о всеобщей воинской обязанности Республики Польша [10], законе от 11 сентября 2003 г. о воинской службе по контракту [11].

Излагая в ст. 26, что «Вооруженные Cилы Peспублики Польша служат зaщите независимости государства и неделимости eгo территории, a также обеспечению безопасности и неприкосновенности его границ. Вооруженные Cилы сохраняют нейтралитет в политических вопросах, a также подлежат гражданскому и демократическому контролю», Конституция РП определила совокупность принципов, определяющих статус вооруженных сил в государстве, сферу их действий и способ функционирования в демократическом правовом государстве. Содержание конституционных принципов, сформулированных в вышеуказанной статье Конституции РП касается одного четко выделенного среди государственных структур субъекта – Вооруженных Сил РП. Вышеприведенное содержание статьи, а также их запись в главе Конституции РП, упорядочивающей форму государственного правления, приводит к следующим выводам. Во-первых, выделение Вооруженных Сил РП вытекает из их задач, а также предназначения, во-вторых, это уточнение принципов форм правления, регулирующих позицию вооруженных сил в государстве. К этим принципам можем отнести:

- принцип службы вооруженных сил в рамках выполнения задач, для которых они предназначены в государстве,

- принцип нейтралитета вооруженных сил в политических делах,

- принцип подчинения вооруженных сил гражданскому и демократическому контролю.

Принцип службы, который выражен в ст. 26 п. l: «Вооруженные Cилы служат зaщите независимости государства и неделимости eгo территории, a также обеспечению безопасности и неприкосновенности его границ» является принципом, определяющим задачи оборонной структуры государства, соединяет их с целями государства и устанавливает основные границы компетенций вооруженных сил. Из цитированного выше примечания следует, что предметом защиты со стороны вооруженных сил является государство, а также его независимость, неделимость территории, безопасность и неприкосновенность границ [12].

Конституционное положение, определяющее основные задачи Вооруженных Сил РП (ст. 26 п. l) одновременно конституирует дефиницию формы выполнения этих задач как «служба защите» главнейших ценностей для народа и государства. «Служба защите» тесно связана с подчинением, с обязанностями, с предназначением лиц, организаций и ассоциаций для публичных задач, т.е. чертами, характеризующими способ выполнения задач вооруженными силами. В силу возможности возникновения разных форм опасности, данное понятие может обозначать также готовность к обороне или защите кого-либо или чего-либо перед опасностью, которая может произойти [6, c. 79]. Итак, защиту можем отождествлять с состоянием готовности к защитным действиям в случае могущей произойти определенной опасности для защищаемого субъекта (напр. государства), но это также состояние условной пассивности в том смысле, что оно лишено черт наступательности. Упомянутое положение четко подчеркивает защитный, неагрессивный и превентивный характер задач и действий вооруженных сил. Из содержания ст. 26 п. 1 Конституции РП «служба защите» обозначает, с одной стороны, основные компетенции вооруженных сил, с другой стороны – границу использования вооруженных сил, т.е. как их самостоятельности, так и границы полномочий органов государственной власти в сфере защиты. По отношению к вооруженным силам этой границей являются положения Конституции РП и законов, которые позволяют использовать вооруженные силы в других целях, чем защита «независимости государства и неделимости eгo территории, a также обеспечение безопасности и неприкосновенности его границ»[13, c. 23-30].

Понятие защиты государства содержится также в положениях, определяющих обязательства гражданина. В силу положения ст. 85 Конституции РП, «обязанностью польского гражданина является зaщитa Poдины. Сфера воинской службы определяется законом. На гражданина, которому религиозные убеждения или исповедуемые моральные принципы не позволяют отбывать воинскую службу, может быть возложена обязанность нести альтернативную службу нa принципaх, определенных зaкoнoм»[3].

Исполнение всеобщего обязательства обороны объясняет ст. 4 п. 1 закона от 21 ноября 1967 г. о всеобщей воинской обязанности Республики Польша, согласно которой всеобщей воинской службе подлежат все граждане Польши, которые способны по возрасту и состоянию здоровья исполнять данное обязательство. Гражданин Польши, будучи одновременно гражданином другого государства, не подлежит всеобщей воинской службе, если постоянно проживает вне границ Республики Польша. В рамках всеобщей воинской службы граждане Польши обязаны: нести воинскую службу, исполнять обязательства, вытекающие из присвоенных кризисных и мобилизационных резервов, выполнять работы с сфере рабочих мобилизационных резервов, исполнять службу в гражданской обороне, проходить обучение по безопасности, принимать участие в гражданской самообороне, проходить учения и вести службу в воинских частях, предназначенных для милитаризации, выполнять обязанности в поддержку обороны – на принципах и в объеме, определенных законом. Назначение на альтернативную службу, направление на ее прохождение, а также само прохождение происходит согласно принципам, определенным в законе от 28 ноября 2003 г. об альтернативной службе.

Объем обязательств воинской службы объясняет ст. 55 цитируемого закона о всеобщей воинской службе Республики Польша. Согласно приведенному положению обязательство воинской службы заключается в:

- прохождении воинских учений: военнообязанными запаса; лицами, переведенными в запас, не являющимися военнообязанными запаса; лицами, которые выразят желание пройти их и которые не подлежат обязательству прохождения действительной военной службы;

- исполнении подготовительной службы: лицами, переведенными в запас, в том числе военнообязанными запаса, которые до сих пор не проходили действительной военной службы; лицами, которые выразят желание пройти ее и которые не подлежат обязательству прохождения действительной военной службы; исполнении периодической военной службы военнообязанными запаса.

В случае угрозы национальной безопасности, если это необходимо для обеспечения возможности выполнения задач, связанных с предназначением вооруженных сил, обязательство военной службы заключается также в: прохождении действительной военной службы лицами, которые подлежат этому обязательству; прохождении военного обучения выпускниками высших учебных заведений. Президент Республики Польша, по ходатайству Совета Министров, определяет, путем распоряжения, дату начала и продолжительность обязательства действительной военной службы, а также военного обучения, учитывая степень угрозы национальной безопасности.

В случае объявления мобилизации и во время войны обязательство военной службы заключается в исполнении воинской службы: лицами, подлежащими к призыву на военную службу; лицами, переведенными в запас, в том числе военнообязанными запаса; военнослужащими, оставшимися на действительной военной службе; другими лицами, которые призываются на добровольной основе. Подытоживая, надо установить, что гражданский долг, которым является защита Родины – общий и главный долг всех граждан. В его рамках содержатся отдельные виды обязанностей в этой сфере, а с ними, в свою очередь, связаны конкретные обязательства. Виды этих обязательств, их сфера, а также правила исполнения определяются законами и другими нормативными актами.

Принцип нейтралитета вооруженных сил в политических делах непосредственно следует из положения ст. 26 абзац 2 Конституции РП в силу которого «Вооруженные Cилы сохраняют нейтралитет в пoлитических вопросах […]». Принцип нейтралитета в политических делах адресован вооруженным силам как организации, а также человеческого общества, воплощающего эту организацию (военнослужащих, находящихся при исполнении обязанностей в вооруженных силах).

В случае употребления слова «нейтралитет», касающегося необходимого действия вооруженных сил, являющихся государственной организацией, речь идет о следовании принципу беспристрастия, независимости от политического воздействия, исходящего извне вооруженных сил. Использование вооруженных сил в целях, определенных уполномоченными властями, является видом политики. Несанкционированное применение вооруженных сил также является видом политики, нелегальным использованием вооруженных сил для достижения политических целей, проявлением злоупотребления полномочиями и крайним нарушением нейтралитета в политических вопросах.

Принцип нейтралитета армии (политического, партийного) обозначает ограничение участия военнослужащих в общественной жизни: возможности выполнения определенных функций, членстве в общественных организациях и некоммерческих партнерствах, возможности создавать собственные организации (напр., профессиональные союзы). Вооруженные силы как объединение граждан-военнослужащих обязаны сохранять нейтралитет в политических вопросах на уровне, определенном законом. Конституция вводит общий принцип ограничения сферы пользования конституционными свободами и правами, когда они необходимы в демократическом государстве для его безопасности. Ст. 31 п. 3 Конституции РП устанавливает, что «ограничения относительно пользования конституционными свободами и правами могут устанавливаться только законом и только тогда, когда они необходимы в демократическом государстве для его безопасности или общественного порядка либо для охраны окружающей среды, общественного здоровья и общественной морали, или же свобод и прав других лиц. Эти ограничения не могут нарушать сущность свобод и прав». [13, c. 64-66, 70]

Согласно положению ст. 106 закона от 11 сентября 2003 г. о воинской службе по контракту во время исполнения военной службы по контракту профессионалам-контрактникам нельзя: быть членом политической партии, некоммерческого партнерства, организации или гражданского движения, которые ставят перед собой политические цели; принимать участие в собраниях политического характера; вести политическую деятельность. С дня начала выполнения военной службы по контракту прекращается прежнее членство профессионала-контрактника в политической партии, некоммерческом партнерстве, организации или гражданском движении. Профессионалам-контрактникам нельзя создавать профессиональные союзы и объединяться в них (ст. 108 цитируемых выше законов).

В свою очередь, ст. 65 закона от 21 ноября 1967 г. о всеобщей воинской обязанности Республики Польша устанавливает, что «во время прохождения действительной военной службы членство военнослужащих в политических партиях приостанавливается. Во время прохождения действительной военной службы военнослужащие не могут принимать участие в действиях гражданских движений и других гражданских группировок политического характера, ни вести какую-либо политическую деятельность на территории воинских частей (учреждений), в том числе распространять публикации, касающихся политических вопросов. Военнослужащие, проходящие действительную военную службу в обмундировании, а также с военными знаками отличия не могут принимать участие в собраниях политического характера. Военнослужащие, проходящие действительную военную службу не могут создавать и вступать в профсоюзы, ни принимать участие в деятельности профсоюзов, в которых они состояли во время призыва на военную службу».

Принцип «политического нейтралитета» вооруженных сил стал частью конституционных решений формы государственного правления. Однако, она является лишь фундаментом, на котором должна формироваться практика исполнения этого принципа, которую поддерживает следование политической и правовой культуре.

Принцип подчинения вооруженных сил гражданскому и демократическому контролю изложен в положении ст. 26 п. 2 Конституции РП, в силу которого «Вооруженные Силы […] подлежат гражданскому и демократическому контролю». Установление в Конституции РП «гражданского и демократического контроля» было следствием стремления к конкретизации в положениях основного закона демократических институтов и создания государственно-правовых гарантий их осуществления. Суть гражданского и демократического контроля заключается в том, что вооруженные силы должны подлежать полному гражданскому контролю, но также демократическому, что следует понимать, как его осуществление избранным на выборной основе парламентским большинством и созданным им правительством, ответственным перед парламентом. «Демократический контроль над армией» обозначает «подчинение армии демократически избранным политическим властям государства» [13, c.75].

Вооруженные силы не обладают привилегированным положением среди других организаций государства и в связи с этим на них распространяются те же правила, которым подчинены другие гражданские государственные структуры, а также не могут опираться на принципы, обязывающие другие организации. Гражданские власти регулируют основы политики безопасности и обороноспособности государства, определяют доктрину (безопасности и обороноспособности), определяют размер расходов на оборону (в том числе военных). Они определяют также размеры (численность) вооруженных сил, их общий состав, а также основные принципы их организации и функционирования. Исполнение властных и контрольных функций над вооруженными силами осуществляется в демократиях конкретными организациями с сохранением классического разделения властей между тремя ветвями: законодательной власти (законотворчество по вопросам обороноспособности и по военным вопросам), исполнительной власти (непосредственный контроль над вооруженными силами), военные правоохранительные органы (прокуратура и суд).

Выводы и перспективы дальнейших исследований. В статье автор обобщает и анализирует нормы Конституции Peспублики Польша от 2 апреля 1997 г., закона от 21 ноября 1967 г. о всеобщей воинской обязанности Республики Польша, закона от 11 сентября 2003 г. о воинской службе по контракту. Принципами функционирования Вооруженных Сил согласно законодательству Республики Польша являются: 1) принцип службы вооруженных сил в рамках выполнения задач, для которых они предназначены в государстве, 2) принцип нейтралитета вооруженных сил в политических делах, 3) принцип подчинения вооруженных сил гражданскому и демократическому контролю.

Принцип службы Вооруженных Cил в рамках выполнения государственных задач предусматривает, что военнослужащие обеспечивают зaщиту независимости государства и неделимости eгo территории, a также безопасность и неприкосновенность его границ.

Принцип нейтралитета армии (политического, партийного) обозначает ограничение участия военнослужащих в общественной жизни: возможности выполнения определенных функций, членстве в общественных организациях и некоммерческих партнерствах, возможности создавать собственные организации (напр., профессиональные союзы).

Суть гражданского и демократического контроля за вооруженными силами предусматривает, что его осуществление принадлежит избранному на выборной основе парламентскому большинству и созданному им правительству, ответственном перед парламентом.

В демократическом государстве Вооруженные силы не обладают привилегированным положением среди других организаций государства и в связи с этим на них распространяются те же правила, которым подчинены другие гражданские государственные структуры, а также не могут опираться на принципы, обязывающие другие организации. Гражданские власти регулируют основы политики безопасности и обороноспособности государства, определяют доктрину безопасности и обороноспособности, определяют размер расходов на оборону (в том числе военных). Они определяют также размеры (численность) вооруженных сил, их общий состав, а также основные принципы их организации и функционирования.

Источники и литература

1. Balcerowicz B. Siły zbrojne w państwie i stosunkach międzynarodowych / B. Balcerowicz. – Warszawa: Wydawnictwo Naukowe SCHOLAR, 2006.

2. Banaszak B. System prawa w Polsce – stan obecny i uwagi de lege ferenda fundamentali / B. Banaszak // Przegląd Legislacyjny. – 2008. – № 4. – S. 68-69.

3. Konstytucji Rzeczypospolitej Polskiej z dnia z dnia 2 kwietnia 1997 r. (z póź. zm.) // Dz. U. – 1997. – №  8. – Рoz. 483.

4. Machiavelli N. Książę / N. Machiavelli [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gavagai.pl/media/society/niccolo_ machiavelli_-_ksiaze.pdf.

5. Stawecki T., Winczorek P. Wstęp do prawoznawstwa / T. Stawecki, P. Winczorek. – Warszawa: Wydawnictwo C.H. Beck, 2003.

6. Słownik terminów bezpieczeństwa narodowego. Red. B. Balcerowicz i J. Pawłowski. – Warszawa: AON, 2002.

7. Słownik języka polskiego. Red. M. Szymczak. – Warszawa: PWN, 1978.

8. Strategia Obronności Rzeczypospolitej Polskiej z 2009 roku. Strategia sektorowa do Strategii Bezpieczeństwa Narodowego Rzeczypospolitej Polskiej. Warszawa, 2009 r. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wp.mil.pl/pl/index/.

9. Ustawa z dnia 28 listopada 2003 r. o służbie zastępczej (z późn. zm.) // Dz. U. – 2003. – № 223. – Рoz. 2217. 

10. Ustawa z dnia 21 listopada 1967 r. o powszechnym obowiązku obrony Rzeczypospolitej Polskiej // Dz. U. –  2004. – №  241. – Рoz. 2416.

11. Ustawa z dnia 11 września 2003 r. o służbie wojskowej żołnierzy zawodowych (z późn. zm.). // Dz. U. – 2003. – № 179. – Рoz. 1750.

12. Skrabacz A., Kitler W. Wojskowe wsparcie władz cywilnych i społeczeństwa / A. Skrabacz, W. Kitler. – Warszawa: AON, 2003.

13. Wołpiuk W. Siły zbrojne w regulacjach Konstytucji RP / W. Wołpiuk. – Warszawa: Wydawnictwo Naukowe SCHOLAR, 1998.

Шіновські Р. Збройні Сили Республіки Польща в нормативній системі. У статті автор узагальнює та аналізує норми військового права Республіки Польща. Принципами функціонування Збройних Сил відповідно до законодавства є: 1) принцип служби Збройних Сил в рамках виконання завдань, для яких вони призначені в державі, 2) принцип нейтралітету Збройних Сил в політичних справах, 3) принцип підпорядкування Збройних Сил громадському і демократичному контролю. Принцип служби Збройних Cил в рамках виконання державних завдань передбачає, що військовослужбовці забезпечують зaхист незалежності держави та неподільності її території, a також безпеку і недоторканність її кордонів. Принцип нейтралітету армії (політичного, партійного) означає обмеження участі військовослужбовців у суспільному житті. Суть цивільного та демократичного контролю за збройними силами передбачає, що його здійснення належить обраній на виборній основі парламентської більшості й створеному нею уряду, відповідальному перед парламентом.

Автор зробив висновок, що в демократичній державі Збройні сили не володіють привілейованим становищем серед інших організацій держави і у зв'язку з цим на них поширюються ті ж правила, яким підпорядковані інші цивільні державні структури. Державна влада регулює основи політики безпеки і обороноздатності держави, визначає розмір витрат на оборону, розмір (чисельність) Збройних Сил, їх загальний склад, а також основні принципи їх організації та функціонування.

Ключові слова: Збройні Сили Республіки Польща, військова служба, принципи діяльності Збройних сил, нейтралітет Збройних сил, підпорядкування Збройних Сил громадському і демократичного контролю.

Shinovski R. Armed Forces of the Republic of Poland in the Normative System. The author summarizes and analyzes the norms of military law of the Republic of Poland. Principles of functioning of the Armed Forces under the law are: 1) the principle of Armed Forces service for tasks which they are intended in the state, 2) the principle of Armed Forces neutrality in political affairs, 3) the principle of Armed Forces subordination to civilian and democratic control. The principle of Armed Forces service as part of the public tasks provides that soldiers ensure protection of independence of the state and the indivisibility of their territory, a well as the safety and security of its borders. The principle of political neutrality of the army denotes the restriction of military participation in public life. The essence of civil and democratic control of the Armed Forces provides that it belongs to the implementation of the chosen, elected parliamentary majority and they created a government responsible to parliament.

Author made a conclusion that in a democratic state Armed Forces don’t have a privileged position among the other institutions and therefore are subject to the same rules that govern other government organs. State authorities regulate the policy framework security and defense of the state, determine the size of defense spending, the scope (number) of the Armed Forces, their general structure, as well as the basic principles of their organization and functioning.

Key words: Armed Forces of the Republic of Poland, military service, principles of activity of Armed Forces, Armed Forces neutrality, principle of Armed Forces subordination to the civilian атnd democratic control.

 


© Шиновски Р., 2014

Категорія: РОЗДІЛ 5. МІЖНАРОДНЕ НАУКОВЕ СПІВРОБІТНИЦТВО | Додав: event (03.05.2015)
Переглядів: 207 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar
ВІДПОВІДАЛЬНИЙ СЕКРЕТАР
Крикунов Олександр Вікторович
4025 м. Луцьк
вул. Винниченка, 30



+38 (0332) 240411 ipsnu2013@gmail.com
Мапа
sample map